С начала 2017 года сделки с недвижимостью проводятся по новым правилам. Вступивший в силу ФЗ №218 отменяет Государственный кадастр, его функции передаются Росреестру. Ранее Кадастровая палата шла «под крылом» Росреестра, а как только появлялись претензии от заявителей: эти государственные органы перекидывали дело друг другу. Сегодня вместо двух баз ЕГРН и ГКН: появляется одна единая информационная база ЕГРН, хотя технически новая заявка проходит сперва все тот же кадастровый учет, а потом регистрацию права руками тех же специалистов из тех же отделов учета.
У рядовых граждан, и у предпринимателей остается много вопросов:
Тогда знакомы с «двойной работой», которую приходилось преодолевать. Кадастровый учет и регистрация имущественных прав выполнялись различными органами, находящимися в подчинении Министерства экономического развития. По сути своей одни и те же организации в случае сложных вопросов перекидывали ответственность друг на друга. Отсутствовали четкие условия, при которых документы могут быть отклонены тем или иным ведомством. Как результат — сроки оформления недвижимости затягивались.
Что еще хуже — чиновники по причине и без, при выявлении «чего-либо» отклоняли заявку, на фоне известных всем возможностей «все решить в особом порядке». Вместо доработок закона под нужды экономики, происходил «футбол». Специалистам известно, например, как долго приходилось оформлять машино-места, как долевую собственность, потому что не было четкого определения, что машино место — это отдельный вид недвижимости.
Сегодня оба реестра ведут один орган — Росреестр. На официальном уровне выполнение кадастрового учета перешло именно в Росреестр. Процедура оформления имущества стала более регламентирована. Данные хранятся в общей базе — Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Помимо стандартной подачи пакета документации на бумаге со временем доработают новые функции: подача заявки онлайн и экстерриториальный принцип (где-то по «телевизору» на дату составления статьи 23.10.17 г. показывают, что эти мистические функции уже реализованы).
Важное изменение — упрощенный документооборот. В прошлом существовало несколько отдельных, дополняющих друг друга документов: кадастровый паспорт, содержащий технические данные и свидетельство о регистрации прав (кадастровая выписка из ЕГРП), содержащая сведения о собственнике, обременениях и другую правовую информацию.
Большинство граждан просто не знали: где, что и когда нужно было получать. Поэтому часто выстаивали очереди за ненужными справками, не получив при этом обязательные «бумаги» и своими действиями переполняли переполненные государственные органы. Новый закон заменяет все документы выпиской ЕГРН. Теперь нет путаницы, а вместе с ней и очередей будет меньше. Однако алгоритм регистрации недвижимости сохранился.
И еще одна приятная новость! ФЗ №218 призван положить конец, ну или, по крайней мере, усложнить возможности мошенничества. Все данные находятся в единой базе, каждый может получить информацию о владельце, проверить наличие возможных обременений и арестов. Поэтому мошенникам будет намного сложнее составлять «черные» и «серые» схемы продажи проблемной недвижимости.
Важно! Документооборот в перспективе полностью переходит в электронный вид. На бумаге будет выдаваться только выписка из ЕГРН.
Отныне выписка из ЕГРН — единый документ, выдаваемый на бумаге. Она содержит всю информацию о недвижимости и состоит из таких разделов:
Основные характеристики:
Информация о зарегистрированных правах и собственнике:
В зависимости от типа недвижимости (помещение, сооружение или здание, земля) в разделе содержится:
В данном разделе содержаться данные о границах участка, красные линии, особенные условия использования, статус особых зон, ограничения и др.
Пример выписки ЕГРН
Теперь после регистрации недвижимости получать выписку на бумаге не обязательно — все данные хранятся в электронной базе, а главным документом на недвижимость, как и ранее, служат документы-основания (договор купли-продажи, постановление о передаче и т.п.). Свежая выписка нужна приобретателю перед проведением операций с объектом недвижимости.
Обратите внимание! Теперь чиновники в суде, налоговой и других инстанциях, если это необходимо, обязаны сами получать выписку из ЕГРН, и не имеют права требовать ее у граждан.
Чтобы получить документы нужно пройти всего три простых шага:
Важно! Специалисты компании «Земельный юрист» в сжатые сроки (от 15 минут) за вас получат выписку из ЕГРН, сэкономив ваше время и избавив от необходимости изучения и заполнения сложных форм. В рамках изготовления технической документации или сопровождения сделок услуга предоставляется бесплатно.
Каждый гражданин может получить справку о любом объекте. Сведения общедоступны и не являются государственной тайной. Но не спешите паниковать, часть информации, в том числе и персональным данным доступ будет ограничен.
Сведения закрытого характера сможет получить только собственник имущества или его наследники. К таким данным относятся:
Обратите внимание! Срок действия выписки законом не ограничен. Однако, чтобы быть уверенным в актуальности информации о владельце стоит принимать внимание только на документы, полученные в течение нескольких дней.
Было | Стало |
Росреестр, Кадастровая палата | Росреестр |
Кадастровый паспорт, свидетельство, выписка ЕГРП | Выписка ЕГРН |
Подача только по территориальному принципу на бумаге | Планово будет введен экстерриториальный принцип обслуживания, электронная подача документов |
10 рабочих дней на государственную регистрацию и 10 рабочих дней на государственный кадастровый учет | 5 рабочих дней на государственную регистрацию и 5 рабочих дней на государственный кадастровый учет |
С 2017 года получить информацию о любом объекте недвижимости стало намного проще. Подаем заявку, указав кадастровый номер или адрес объекта, оплачиваем небольшую госпошлину и получаем выписку из ЕГРН.
К тому же по задумке чиновников операции с недвижимостью должны стать проще. Но не спешите вздыхать с облегчением.
Оформление новосозданных объектов недвижимости проходит так же, как и раньше. По-прежнему, мы обращаемся к инженеру, который проведет кадастровые работы и подготовит технический или межевой план, в случае, если это земля. Объект ставится на кадастровый учет, после регистрируется право собственности (аренды, другое). Но теперь документы достаточно подать один раз и ждать придется в два-два с половиной раза меньше, чем раньше.
Остается много подводных камней и трудностей, в том числе шероховатостей закона, которые только предстоит изучить и исправить специалистам. Лучший способ избежать проблем и защитить свои интересы, а главное сэкономить самый ценный ресурс — время, обратиться к опытным юристам компании «Земельный юрист».