С 1 января 2017 года начал действовать новый закон № 218 «О государственной регистрации недвижимости», который, по замыслу авторов, должен существенно облегчить жизнь всем, кто собрался провести любые операции с недвижимостью.
К сожалению, быстро разошлись слухи, и не без участия самих чиновников, что процесс регистрации недвижимости, наоборот, усложнится, вырастут налоги, а самовольные постройки будут сносить. Как же все обстоит на самом деле? Давайте разберемся.
Для начала расскажем, как процедура проходила раньше. Существовало два законодательных документа, которые служили правовой базой для любых сделок с недвижимостью (коммерческой, жилой, земельными участками) вплоть до 31 декабря 2016 года:
Два отдельных закона, которые должны были дополнять друг друга, спровоцировали появление двух отдельных реестров для учета недвижимого имущества: Государственного кадастра недвижимости (ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимость (ЕГРП).
Напомним, до конца 2016 года, чтобы зарегистрировать право собственности на недвижимость, нужно было сначала поставить объект на кадастровый учет, а после зарегистрировать право собственности. В результате процесс сильно затягивался. Сначала документы рассматривались 10-14 дней в Кадастровой палате. После получения кадастрового паспорта нужно было обращаться в отделение Россреестра по месту регистрации объекта. И здесь срок ожидания составлял не менее десяти дней.
Федеральный закон № 218, принятый 13 июля 2015 года, отменяет действие обоих документов (ФЗ № 122 и ФЗ № 221) и вводит новые правила, разработанные с учетом современных реалий.
Вместо ЕГРП и ГКН появился Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который объединил функции обоих реестров, и будет содержать полную информацию об объекте, обременениях и собственнике. В дальнейшем планируется вносить в единую электронную базу еще и данные о лицах, приписанных в доме или квартире.
Новым законом отменяется и Кадастровая палата. Теперь, чтобы зарегистрировать имущественные права, достаточно один раз подать заявку и подождать всего десять рабочих дней. Документооборот будет полностью электронным — никаких бумажных архивов, на бумажном носителе будут выдаваться выписки ЕГРН по запросу граждан.
Еще одно нововведение — отмена Свидетельства о государственной регистрации. Не будет и выписок из ГКН, ЕГРП. Вместо них появится единственный документ — выписка из ЕГРН, в которой будут содержаться все необходимые данные.
Процесс получения или замены документов, подтверждающих право собственности в случае их утери или повреждения, существенно упростится. Теперь не обязательно обращаться по месту регистрации недвижимого имущества. Забрать выписку из ЕГРН можно в любом отделении Россреестра или в одном из многофункциональных центров по предоставлению услуг населению.
Главная проблема нового закона в том, что работники Россреестра пока сами не знают, как все будет происходить. А кадастровые инженеры не имеют утвержденных XML-схем для подготовки технических планов на отдельные виды недвижимости.
Переходный период грозит рядом проблем, как техническими сбоями, так и неразберихой при оформлении документов. Уже сейчас многие специалисты предупреждают о возможности внесения некорректной информации в новую электронную базу или вообще об отсутствии данных в выписках.
Еще одна проблема — многие объекты недвижимости и сейчас не поставлены на кадастровый учет в соответствии с правилами, действующими с 2007 года. А это — опять-таки возможные ошибки в базе данных.
По мнению экспертов, лучший способ избежать проблем, связанных с некорректными сведениями в электронной базе, в том числе внесения правок через суд — периодически делать выписку из ЕГРН во время переходного периода, который, вероятно, затянется на год-полтора.
Для того, чтобы избежать сложностей при работе с новым законом, следует обратиться к профильному специалисту по недвижимости, которым является ваш надежный партнер компания «Земельный юрист».